ХРАМ
Я бы хотел упомянуть еще одно событие, которое положительно повлияло на поиск своего собственного пути, на возможность приспособить айкидо к реальным ситуациям, несмотря на всё восхищение и уважение, которые я испытываю по отношению к большим японским мастерам, моим учителям и друзьям.
Событие, которое я хочу описать, случилось месяц спустя после прибытия в Токио. Как-то я разговаривал с моим первым учителем об айкидо, о способах размышления во время упражнений, и он мне сказал:
- Иди завтра в ближайший храм. Иди туда, чтобы почувствовать дыхание Дзена, почувствовать энергию, которая появляется, когда люди занимаются медитацией. Попробуй и сам медитировать.
Так как я был готов выслушать любой совет учителя, уже на следующий день я пошел в храм. Это было древнее каменное строение с почерневшими балками. Меня встретили полутьма и какое-то странное бормотание. Вокруг сидели незнакомые люди со скрещенными ногами, с закрытыми глазами и выговаривали тихо какие-то непонятные слова. Я нашел свободное место и уселся. Я не мог присоединиться к тому, что они произносили, и поэтому закрыл глаза. Откуда-то доносился звук триангла, а затем и он утих.
Всюду вокруг меня была глубокая, необыкновенная тишина. Что-то я чувствовал, но не знал что. Понемногу я погрузился в летаргический полусон.
Когда после долгого сна я встрепенулся, в храме никого не было. Попробовал встать, но ноги не хотели меня слушать. Тогда я понял, что, сидя со скрещенными ногами, имитируя японцев, я сделал первую ошибку.
Они пользовались какими-то подстилками, которые не позволяли кровообращению не останавливаться в скрещенных ногах, как это случилось со мной.
Пока все вокруг меня медитировали, подчиняя свой дух вековой дисциплине и направляя его куда-то во Вселенную, у меня ничего не получалось. Вероятно, я задремал.
Тогда я понял, что моё желание походить на японцев было в лучшем случае бледным подражанием. Не может человек из другого мира жить чужими обычаями, не может он вдруг стать японцем. То же самое с айкидо. Только повторение десятками лет старых движений не приносит ничего нового. Айкидо должно иметь свое реальное применение.
Работая двадцать шесть лет и при этом уча и себя, и других, я приспосабливал айкидо к реальным ситуациям и убежден, что мой путь верен. Если бы это было не так, не случилось бы все то, что случилось. Во-первых, не пригласил бы меня, шестнадцать лет тому назад (об этом я расскажу попозже), главный инструктор императорской гвардии показать ему и его людям свой способ работы, то, что я показывал и чему я научил профессионалов Зимбабве, Ливии, Югославии, Казахстана, казаков на Дону...
Покидая Японию, я с печалью подумал о том, как быстро прошли три месяца. Я обещал себе вновь приехать сюда в надежде, что такой случай мне обязательно подвернется.